
При помощи мегаомметра проверьте сопротивление изоляции обмоток двигателя между корпусом и фазами. Для этого вначале уберите перемычки на клеммнике двигателя (они могут быть выполнены по типу «звезда» или «треугольник»). Проверьте клеммник, замкнув его на корпус, а также между крепежными болтами соединения выводов.
У двигателя с фазным ротором осуществите визуальную проверку изоляции щеткодержателей и контактных колец.
Двигатели с номинальным напряжением менее 127В проверяйте мегаомметром, рассчитанным на 500В. Если номинальное напряжение выше, потребуется мегаомметр на 1000В.
Если по результатам проверки обмотки относительно корпуса и между фазами результаты измерения существенно отличаются, двигатель подлежит ремонту или замене. Вероятнее всего, он работает на двух фазах. Следует считать двигатель неисправным, если сопротивление изоляции обмотки менее 1Мом.
Для проверки возможных межвитковых замыканий используйте специальную аппаратуру, поскольку обычный омметр, даже цифровой, покажет разницу между обмотками лишь при явном и уже видимом на глаз коротком замыкании в витках.
Чтобы измерить обмотку с малым сопротивлением, пропустите через нее постоянный ток от аккумуляторной батареи. При помощи регулировочного реостата установите ток от 0,5-3,0А. После установки тока и до окончания измерений не меняйте положение реостата.
Теперь измерьте падение напряжения и тока, а затем вычислите сопротивление обмотки по формуле R = U/I (где R – сопротивление, U – напряжение, а I – сила тока). Сопротивление обмотки не должно отличаться более чем на 3%. Такой способ подходит и для проверки коллекторного двигателя.
В некоторых случаях определить, что трехфазный двигатель работает на двух фазах, можно путем визуального осмотра. Признаком неисправности будет потемнение в «лобовой» части только тех катушек, на которых было напряжение.