Что такое термостат
Термостат – один из главных компонентов, участвующих в работе двигателя автомобиля. Он выполняет различные функции, например, охлаждает двигатель, обеспечивает его быстрый прогрев и т.д.
Термостат применяется в системе охлаждения двигателя и управляет потоком охлаждающей жидкости между радиатором и самим двигателем. Благодаря работе термостата автомобиль быстро заводится после включения зажигания и сохраняет оптимальный температурный режим внутренних узлов во время движения. Данный компонент устанавливается в системе охлаждения двигателя с 1922 года.
Расположение термостата может различаться в зависимости от типа и модели двигателя и конструкции системы охлаждения. Чаще всего он находится на выходе из блока цилиндров либо на входе охлаждающего насоса. Современные двигатели имеют термостаты с твердым наполнителем – специальным химическим термоэлементом.
С конструктивной точки зрения термостат является термочувствительным клапаном, размещенным в латунной рамке. За счет движения клапана в работу включается тарелка, насаженная на корпус, который выполняет задачу цилиндра с вставленным в него штоком. Один конец штока соединен с верхней рамкой термостата, а другой с резиновой полостью в корпусе. Между ними расположен термочувствительный элемент - смесь меди и гранулированного воска.
Термостат остается закрытым при запуске двигателя. Охлаждающая жидкость выходит из блока цилиндров и затем снова возвращается на место, быстро прогревая двигатель. Как только охлаждающая жидкость достигает температуры 80-90оС, термостат открывается. Содержащийся в нем термоэлемент начинает расплавляться и увеличиваться в объеме. При этом корпус термостата перемещается по штоку. Под воздействием возвратной пружины открывается тарелка клапана, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор, охлаждая двигатель.
По мере того как температура охлаждающей жидкости повышается, термостат продолжает открываться, пропуская через радиатор все больше жидкости. В зависимости от режима работы двигателя величина открытия термостата постоянно изменяется, что позволяет всегда поддерживать оптимальную температуру во внутренних узлах.
Некоторые двигатели сопровождаются двумя термостатами, образуя тем самым двухконтурную систему охлаждения. Один из компонентов поддерживает оптимальную температуру в головке блока цилиндров, а другой - в контуре блока. В основном подобная система применяется в гоночных и просто очень мощных автомобилях, надежно защищая от перегрева двигатель, который подвергается высоким температурным нагрузкам.